РАЗДЕЛЫ:         
 

Петербург переживает бум индустрии развлечений


Петербург переживает бум индустрии развлечений

По данным глобального исследования компании AK-A («All Culture - Analytics» - международная консалтинговая и исследовательская компания со штаб-квартирой в Копенгагене), по уровню развития индустрии культуры и развлечений Санкт-Петербург значительно уступает ряду западноевропейских мегаполисов (безоговорочно - «главным» европейским столицам и городам-миллионникам; чуть менее явно - скандинавским), зато находится в одной группе с некоторыми восточноевропейскими городами, а некоторые из них, например прибалтийские, обгоняет на несколько шагов.
   Петербург, по данным того же исследования, последние три года входит в европейскую пятерку (вместе с Москвой) по динамике развития этой индустрии: ежегодный рост в целом - 30-35%, а по отдельным сегментам - почти 50%. То, что этот рынок вырос, заметно и без экспертных оценок. Петербург гуляет круглые сутки: в кинотеатрах ажиотаж, игровые центры на каждом углу, билеты на концерты раскупаются мгновенно, в город все чаще приезжают модные мировые музыкальные группы, в клубах не протолкнуться, одно фестивальное мероприятие сменяется другим. Объем петербургской индустрии развлечений составляет около 1,5 млрд долларов (с учетом «серого» рынка). Для сравнения: тот же показатель в Стокгольме (750 тыс. жителей) - около 3 млрд долларов, в Берлине (3,5 млн жителей) - 8 млрд долларов.

Разброс увлечений
   Начало активного роста рынка впервые зафиксировано три-четыре года назад. «Где-то с 2001 года во всех рассмотренных нами сегментах началось заметное движение вверх. Хотя все сегменты - разные по масштабам (например, сложно сравнивать по объемам кинобизнес и музыкальные клубы), везде рост составил до 35%. Ранее рынок, конечно, тоже развивался, но значительно меньшими темпами. Кроме того, надо отметить, что некоторые его сферы были в состоянии, близком к стагнации. Тот же рынок петербургских музыкальных клубов, сформировавшись к концу 1990-х годов, несколько лет практически не менялся», - говорит ведущий эксперт по России компании АК-А Сергей Данильсон.
   За иллюстрациями роста далеко ходить не надо - они повсюду. Самый показательный - рынок игорного бизнеса, который развивается семимильными шагами, особенно в сегменте массовых игровых автоматов. В 2002 и 2003 годах он рос на 50% в год. Сейчас темпы снизились до 20-30%. В Петербурге игровые залы теперь везде (их в городе не менее 18 тыс.): клубы с автоматами вытесняют из пригодных помещений продовольственные магазины, кафе и офисы - центр города динамично превращается в игровую зону.
   Не менее масштабный рост - на рынке кинотеатров. По словам генерального директора компании «Невафильм" Олега Березина, уже к концу прошлого года число современных экранов в Петербурге достигло 90. За последние три года их количество выросло почти в пять раз. Рост аудитории кинотеатров - лавинообразный. Даже на фестивале документальных фильмов (вроде бы, совсем не массовых) «Послание к человеку», который ежегодно проходит в петербургском Доме кино, по данным организаторов, за два года посещаемость показов выросла на 50%. В самом Доме кино, который специализируется на новинках авторского кинематографа, среднемесячная аудитория за три года удвоилась.
   Неожиданно и стремительно вырос рынок боулинг-клубов. По словам директора по стратегическому развитию Brunswick (крупнейший в мире производитель боулинг-оборудования) в России и СНГ Алексея Лазутина, компания установила в Петербурге в 2004 году 101 дорожку для боулинга (изначально планировалось не более 60). Еще четыре года назад боулинговых дорожек в Петербурге было около 30, теперь в пересчете на душу населения их уже больше, чем в Хельсинки, Праге и Варшаве.

Для души
   Игорные клубы, кинотеатры, боулинги, аттракционы - часть рынка, которую в AK-A традиционно называют инфраструктурной (поскольку здесь главное - технологии и оборудование, которые выступают инструментом и источником развлечений). Вторая часть рынка - так называемые творческие индустрии. Сюда относятся и театры, и музыкальные клубы, и концертная деятельность, и разного рода фестивали. Этот сегмент рынка развлечений (значительно меньший по объемам) тоже заметно вырос.
   Так, по данным Комитета по культуре петербургской администрации, за три года на 30% увеличилась посещаемость театральных постановок (главным образом за счет антрепризных спектаклей). По данным Мариинского театра, с 2001 года его среднемесячная аудитория выросла в полтора раза. Активно развивается клубный рынок. Новых музыкальных клубов (всего их в городе 23) за последние три-четыре года появилось незначительное количество, зато аудитория их увеличилась. «Клубная культура стала более массовой, - рассказывает Сергей Данильсон. - По нашим подсчетам, если в начале нового века среднемесячная аудитория петербургских клубов составляла около 60 тыс. человек, то сейчас этот показатель близок к 120-150 тыс. В данном сегменте рынка развлечений мы имеем дело в первую очередь с бумом спроса. Предложение отвечает на спрос в большей степени качественно: клубы расширяются, инвестируются дополнительные средства в развитие комфорта и контента, владельцы начинают целенаправленно управлять аудиторией - повсеместно внедряется фейс-контроль и дресс-код».
   Яркий пример клубного ажиотажа последнего времени: в самом насыщенном клубами месте Петербурга, на пересечении Садовой улицы и Невского проспекта, ночью периодически образуются автомобильные пробки - это горожане едут повеселиться. В клубе-баре «Дача», который стал главным открытием прошлого лета, по словам его совладельца Антона Белянкина, 70% посетителей вынуждены большую часть времени проводить на улице, у входа: в помещение просто не протиснуться, оно бывает переполнено настолько, что невозможно открыть входную дверь.
   Заметны фестивальные проекты. Многие из них становятся традиционными (например, «Фестиваль фестивалей» в Доме кино, джазовый фестиваль в Петропавловской крепости, музыкальный фестиваль «Стереолето») и с каждым годом расширяются. «Первый фестиваль был сделан на 50 тыс. долларов, сейчас - на 200 тыс. Но эту планку пока не перешагнуть. Сделать грандиозный фестиваль с бюджетом в миллион долларов сейчас невозможно, но мы к этому стремимся», - говорит организатор «Стереолета» генеральный директор компании «Светлая музыка» Илья Бортнюк, один из самых известных и успешных петербургских музыкальных промоутеров. Успех «Стереолета» столь очевиден, что «Светлая музыка» стала искать новые фестивальные ниши: в частности, совсем недавно организовала новый международный фестиваль Nordbeat, представляющий артистов из Скандинавии и Исландии.
   Гастроли актуальных западных звезд в Петербурге стали постоянными: кто-нибудь приезжает как минимум раз в месяц. Билеты расхватывают мгновенно. Прошлогодний концерт Пола Маккартни на Дворцовой площади в Петербурге известен помимо всего прочего тем, что билеты на него были распроданы быстрее, чем в остальных 13 городах, которые музыкант посетил с европейским туром, - за полторы недели. Неожиданно начал оправдывать свое существование Ледовый дворец, строительство которого сопровождалось шумными скандалами во времена губернатора Владимира Яковлева.

Отстающие творцы
   Правда, по мнению экспертов, рыночный уровень развития петербургских творческих развлекательных проектов отстает от инфраструктурных. По данным AK-A, такая ситуация характерна для стран, которые находятся на начальной стадии формирования культуры развлечений: в первую очередь растут инфраструктурные услуги, и только потом подтягиваются более культурные виды досуга. Более того, анализируя ситуацию в разных странах, в AK-A пришли к выводу, что наличие, например, развитой игорной инфраструктуры - первый признак недостаточной развитости «творческих индустрий». В городах, где последнее направление хорошо представлено, игровые автоматы не так заметны.
   «При анализе ситуации в Петербурге мы учитывали не только динамику, но и некоторые качественные показатели, например разнообразие форматов тех же клубов, - рассказывает Сергей Данильсон. - В городе пять заведений, специализирующихся на джазовой музыке, а форматных рок-клубов практически нет, некоторые из них закрываются. Хотя спрос, безусловно, есть - его не может не быть. Просто рынок пока очень нестабилен, многое здесь зависит от небольшой инициативной группы людей. Кто-то уходит, и все катится вниз. Конечно, на рынке развлечений личностный фактор имеет очень серьезное значение, но, по нашим представлениям, полноценный бум должен сформировать безотказный конвейер, производящий услуги вне зависимости от персональных факторов, - это то, к чему пришли многие европейские города. Один клуб или фестиваль может закрыться, но на его месте немедленно появится новый, причем, возможно, того же формата. Кроме того, многие проекты в этой части рынка остаются на стадии «личных инициатив», не перерастая в «полноценный бизнес».
   Другой пример, который приводит Данильсон, - гастроли зарубежных исполнителей: «Сам факт, что город посещают западные звезды, важен, но обычен: почему бы им не отработать в пятимиллионном городе? Восторги и ажиотаж в связи с этим больше говорят о некотором провинциализме, чем о качестве рынка. Куда важнее, скажем, то, что местные промоутерские фирмы периодически привозят неполные коллективы, фактически обманывая публику (последний пример - один петербургский клуб анонсировал сенсационное воссоединение лондонского дуэта Orbital: в результате член группы в одиночку сыграл небольшой DJ-сет вместо полноценного концерта. Это многое говорит о развитии рынка».
   Наконец, данный сегмент рынка территориально централизован. Если торгово-развлекательные комплексы и мультиплексы уже вовсю открываются в спальных районах, то клубы крепко засели в центре и пока, судя по всему, не планируют перемещать активность на другие территории. Центр насыщен развлекательными проектами во всех городах, но, по данным AK-A, столь радикально, как в Петербурге, периферийные районы в крупных европейских городах не игнорируются.

Досуг важнее копилки
   Несмотря на некоторые перекосы и очевидные недостатки развития петербургской индустрии развлечений, видно, что она переживает бум. Столь резкая динамика роста этого рынка обычна для развивающихся стран. «Широкая категория потребителей уже получила полную, практически неограниченную возможность удовлетворять потребности в различных товарах, и ее интерес стал смещаться в сторону развлекательного сектора», - говорит Наталья Сазонова, аналитик компании «Colliers International».
   Рост рынка развлечений - наиболее яркий показатель того, что у части горожан появились свободные средства. «Здесь нет ничего удивительного. Тот факт, что деньги идут на регулярный досуг, означает одно - у людей появились сравнительно небольшие лишние деньги. Лишние деньги можно откладывать. Но культура накопления и частных инвестиций пока развита слабо, это следующий этап. Лишние деньги можно тратить на туризм, но данное направление инвестиций несет сезонный характер и порог вложений достаточно высок. А развлечения и культурное потребление - исторически первоочередной объект вложения свободных средств. Хлеба достаточно - переходим к зрелищам», - говорит Сергей Данильсон.
   Нечто подобное в 1990-х пережили почти все восточноевропейские города. Причем у всех сходятся и динамика роста, и его длительность. В Праге аналогичный 30-процентный рост начался примерно в 1995 году и продолжался около четырех лет. В Таллине похожий рост впервые был замечен в 1998 году и закончился в 2003-м.

Бум уходит
   В компании AK-A называют сложившуюся на рынке ситуацию «ограниченным бумом». То, что происходило с петербургской индустрией развлечений в последние годы, - первый значительный рост, сформировавший серьезный рынок, пусть и не совсем полноценный. Однако спрос, который столь активно подталкивал предложение, на этом рынке ограничен. По данным AK-A, в крупных мегаполисах развивающихся стран индустрия развлечений стабильно держится примерно на 30% горожан, которые регулярно расширяют круг своих интересов в области досуга. Это далеко не однородная аудитория (в ней есть группы, которые совсем не пересекаются), но именно она является активным пользователем услуг рынка развлечений. Остальные 70% гинтересуются развлечениями спонтанно и значительного влияния на рынок не оказывают. Петербургский рынок, по всем оценкам, вплотную подошел к этой 30-процентной планке. Дальнейшего роста аудитории в ближайшее время не предвидится.
   В результате примерно через полтора-два года, по прогнозам AK-A, рост рынка существенно замедлится. Рынок продолжит развиваться (игроки будут испытывать новые технологии, постепенно расширяться, экспериментировать), но кардинально не изменится. Основываясь на восточноевропейском опыте, в AK-A полагают, что расширение потребительской аудитории петербургской индустрии развлечений начнется не менее чем через пять лет после окончания периода первоначального стремительного роста (то есть ближе к 2010 году). Как только это произойдет, петербургский рынок развлечений ждет новый бум, и он будет намного масштабнее первого.

Петр Биргер

«Эксперт» - Северо-Запад №20 (225) от 30 мая 2005 года

 
Компания |  Продукция |  Цены |  Сервис |  Партнерам |  Контакты
Игры и игровые платы для игровых автоматов |  Игровая система Джекпот |  Система OBSERVER+ |  Системы видеонаблюдения |  Табло "Бегущая строка" |  Разработка игр |  Обои для рабочего стола

   тел. +7(4872) 35-13-40   E-mail:

Яндекс.Метрика Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru    ©2005-20013 SolGames
Разработка сайта SolWeb